Skip links

Фонд Tzukanov Family Foundation

Собирать живопись я начал относительно недавно, с начала 2000 года, когда познакомился в Нью-Йорке с известным дилером и коллекционером Анатолием Беккерманом. Являясь крупнейшим знатоком русского искусства первой половины ХХ века, Анатолий оказал огромное влияние на мои предпочтения. Коллекция началась с приобретения работ крупнейших художников русского зарубежья, таких как Б. Григорьев, А. Яковлев, Н. Рерих, А. Экстер, Н. Гончарова, Б. Анисфельд. 

Выбор концепции для отбора вещей и основная тема коллекции возникли не сразу. При всех условностях в периодизации искусства и классификации на школы и направления так или иначе можно выделить два наиболее интересных периода в российском изобразительном искусстве ХХ века – 1910-20 гг и 1960–70 гг., т.е. периоды появления русского авангарда и «второго» русского авангарда (называемого также «нонконформизмом»), разрыв между которыми в силу ряда известных причин составил несколько десятилетий. Поэтому выбор встал не между отдельными школами и именами, а скорее художественными эпохами, которые и являются своего рода центром притяжения любого серьезного собрания.  Как мне представлялось, больше возможностей для приобретения первоклассных работ открывал период «второго русского авангарда». Во-первых, рыночная оценка художников этого периода пока все еще не сопоставима с именами русских художников первого ряда начала ХХ века, и здесь работают совершенно иные бюджетные ограничения. Во-вторых, рынок работ художников-нонконформистов потенциально значительно шире. Действительно, большинство лучших произведений этого периода оказалось не в российских государственных музеях, а было вывезено из России западными дипломатами, журналистами и коллекционерами в 60-70-ее годы и осело в частных зарубежных коллекциях. С появлением спроса и роста цен на работы в последние пять-шесть лет возникло и предложение, и все больше работ художников стало появляться на рынке – в ведущих аукционных домах и частных галереях. Большое влияние на формирование рынка «второго русского авангарда» оказал сравнительно недавно созданный аукционный дом МакДоугаллс (Лондон), который сумел провести ряд успешных аукционов русских художников послевоенного периода. 

 С 2005 года коллекция значительно выросла. Стратегия быстрого роста в условиях ужесточения конкуренции «за активы» как в бизнесе, так и на арт-рынке имеет, очевидно, и обратную сторону – она становится все более дорогостоящей.   Именно конкуренция покупателей на открытых аукционных торгах привела к тому, что мне пришлось превысить существующие «мировые рекорды цен» на  лучшие работы таких художников как О. Рабин, О. Целков, М. Шварцман, Э. Штейнберг, Е. Рухин, Б. Васильев и некоторых других мастеров, которых я хотел бы видеть в своей коллекции. Я вспоминаю об этом без тени сожаления, поскольку убежден, что рыночная переоценка русских художников этого периода еще впереди.

 Коллекция располагается в трех странах, где проживает наша семья, и полностью она впервые представлена на этом сайте. Однако отдельные картины часто экспонируются на выставках, организуемых Третьяковской галереей, Русским музеем и зарубежными музеями и организациями, заинтересованными в продвижении русского искусства.  

 Коллекция не является завершенной – она дополняется и новыми художниками (реже), и значимыми работами.  Я ожидаю, что совсем скоро в ней появятся и имена, заявившие о себе уже в последние 10-15 лет, и, вероятно, это будет не только живопись, но и иные форматы художественного изображения.

Leave a comment

Explore
Drag