Поэзия и проза Пушкина – это наше средство для вечной мыслительной жизни. Это наша мыслительная свобода.

 “Ни на что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал”. (Письмо Пушкина к Чаадаеву, 19 октября 1836). 

    

Вся жизнь поэта и его Отечества, с которым он был накрепко связан, прослеживается в его прозе и поэзии. Остро чувствуются сопереживания Пушкина декабристам, его сомнения в правильности политики самодержца Николая I. Александр Сергеевич использует язык, русский язык, как инструмент воздействия на умы современников. Пушкин, аккумулируя всё прошлое языка, его форм, литературы, реформирует его, сближая литературный язык с семантикой живой разговорной речи и народного творчества. 
  

 А.С.Пушкин сопереживал русскому народу и потому глубоко вникал в фольклористику языка, в его жаргонизмы и простонародные формы. «Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком». (А.С.Пушкин). 

    

    Двести лет назад русский язык, который реформировал Пушкин в своей поэзии и прозе, освободив его от присущих эпохе Жуковского архаизмов,  – провозглашал упоение музыкой слова, его гармонией и балансом, провозглашал МЫСЛЬ. «Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль! Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек»…(А.С.Пушкин)

    Поэзия и проза Пушкина – это наше средство для вечной мыслительной жизни. Это наша мыслительная свобода, выраженная  в языке, безграничном в своей широте, палитре, распределении фольклора и традиций, истории и культуре. 

    Сегодня свободный русский язык закрепощают и ставят в рамки всеобщей безграмотности, ЕГЭ, УГЭ, аббревиатур, жаргонизмов, англицизмов в качестве постоянных неологизмов, атипичной этимологии. О проблеме неискусного владения языком, Александр Сергеевич писал еще в своё время:
«Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». 
  

 Понять Пушкина можно, обратившись к себе, к своей жизни, к культуре языка, его свободной широте и силе, извлечь всю красоту языковых форм, оттенков и полутонов. И ревностно видеть в жизни все то, что видел поэт: надежду, минутные радости, восхищение страной и историей, ценность дружбы и семьи, верность традициям. 

    

Пушкин любил русский язык с силой и страстностью патриота. Он называл его «богатым и прекрасным», «гибким и мощным в своих обо­ротах и средствах», благодаря любви к языку, можно понять Пушкина, а понять Пушкина можно, полюбив русский язык. 

В этом выпуске 2 я говорю о Пушкине, его жизненном Слове и Мысли. И что мы можем сделать сегодня, чтобы раскрепостить наши мысли.

 

Свои мысли и комментарии вы можете присылать мне на почту или оставить своё аудио сообщение на странице --->